По заявке Вадима Шоха! Прекрасный выбор! ________________________________ Исполнитель: Maynard Ferguson Альбом: M.F. Horn Two Год выхода: 1972 Жанр: Jazz, Big Band, Jazz-Funk Страна: Canada Мейнард Фергюсон – целая эпоха в истории джаза. Он был известен своей непревзойденной исполнительской манерой - высочайшими нотами, чистым и пронзительным звуком. Автор 60-ти альбомов, трижды номинировавшийся на премию Грэмми, трижды становившийся «Трубачом года» по версии журнала «Down Beat», руководитель прославленного оркестра, педагог, в честь которого назван институт джазовых исследований (Университет Роуана, Глассборо, штат Нью-Джерси, США). Уолтер Мэйнард Фергюсон (Walter Maynard Ferguson) родился 4 мая 1928 года в Вердуне, провинция Квебек (сейчас это часть Монреаля), Канада. Его мать и отец были музыкантами, поэтому Мэйнард играл на фортепиано и виолончели с четырех лет. Когда Фергюсону было 9 лет, в местной церкви лет первый раз в жизни он услышал корнет. Влюбившись в него, он попросил родителей купить ему такой же музыкальный инструмент. В 13 лет первый раз выступил солистом с оркестром на Канадской Радиовещательной Корпорации (Canadian Broadcasting Corporation, CBC), как «одаренный ребенок», где исполнил «Серенаду для трубы в джазе», написанную для него Моррисом Дейвисом. Фергюсон получил ученую степень в Монреальской музыкальной консерватории, где проходил обучение с 1943 по 1948 годы с Бернардом Бейкером. Несмотря на свой уровень, Фергюсон покинул Монреальскую высшую школу в 15 лет, чтобы больше времени отдавать музыке, принимал участие в танцевальных ансамблях управляемых Стэном Вудом, Роландом Дейвидом и Дэвидом Холмсом. Пока труба для него была первейшим музыкальным инструментом, Фергюсон также осваивал другие духовые музыкальные инструменты. Позже Фергюсон принял участие в танцевальном ансамбле, созданным его братом Перси. Вскоре, руководители джазовых оркестров, приезжавших из США, стали предлагать ему принять участие в их коллективах и Фергюсон согласился на предложение одного из них. Фергюсон переехал в США в 1939 и начал играть с группами Boyd Raeburn, Джимми Дорси и Чарли Бэрнета. Оркестр Барнета был с замечательной секцией труб, в которую входили такие музыканты, как Док Северинсен, Рэй Ветзель, Джони Хауэлл и Рольф Эриксон. В 1949-м году Бэрнет ушел в отставку, распустил ансамбль, а освободившийся Фергюсон получил предложение играть в только что созданном оркестре Стэна Кентона. Музыкальные коллективы Кентона были знамениты красиво звучащей латунной секцией. В 1950-м году Кентон сформировал Innovations Orchestra из 40 музыкантов. Это был джазовый оркестр с секцией струнных инструментов. Фергюсон принял участие в его первой реппетиции, которая состоялась 1 января 1950 г. И хотя на тот момент Innovations Orchestra не был коммерческим предприятием, было сделано несколько замечательных записей, включающих «Maynard Ferguson» в серии «Выдающиеся солисты». Когда Кентон вернулся к более практичному оркестру из 19 человек, Фергюсон остался с ним. Стоит отметить, что Фергюсон не был ведущим трубачом Кентона, но часто исполнял соло. Известные записи этого периода с соло Фергюсона включают "Invention for Guitar and Trumpet", "What's New?" и "The Hot Canary". Фергюсон стал настолько популярным, что три года подряд, в 1950, 1951 и 1952 году выиграл голосование читателей Down Beat как лучший трубач. В 1953 году Фергюсон оставил Кентона и стал сессионным музыкантом на Paramount Pictures. Мейнард Фергюсон записан на 46 саундтреках, но контракт с Paramount мешал играть в джаз-клубах. Чтобы обойти это ограничение, он иногда выступал под псевдонимами, такими как "Tiger Brown", "Foxy Corby" и другими. Мейнард оставил Paramount в 1956 году. В 1956 году Фергюсон стал лидером группы Birdland Dream Band, биг-бенда из 14 человек, сформированного Моррисом Леви чтобы играть его джаз-клубе в Нью-Йорке. Хотя название Birdland Dream Band было недолгим, и представлено только на двух альбомах в течение года, эта группа стала ядром для будущих групп Фергюсона в течение следующих девяти лет. В группу входили в разное время, такие музыканты, как Слайд Хэмптон, Дон Эллис, Дон Себески, Вилли Мэйден, Джон Банч, Джо Завинул, Джо Фаррелл, Яки Байярд, Лэнни Морган, Руфус Джонс, Нино Темпо, Билл Берри, Билл Чейз и Дон Менза. Аранжировщиками были Слайд Хэмптон, Джей Четтауэй, Боб Брукмейер, Джимми Джуффре, Билл Холман и Марти Пэйч. В 1959 году Фергюсон в ачестве приглашённого гостя выступал с Нью-Йоркским филармоническим оркестром под руководством Леонарда Бернстайна с песней "The Titan Suite", сложной модернистской композицией с очень высоким регистром на трубе. Фергюсон мог бы сыграть эту часть за всех. С тех пор лишь немногие пытались исполнять это произведение. Со снижением популярности биг-бендов в 1960-х годах снизилась и их рентабельность, группа Фергюсона выступала реже. Фергюсон стал чувствовать музыкальное удушье и сопротивление изменениям среди его американской аудитории. В интервью Down Beat он сказал, что если группа не играла "Maria" или "Ole", фанаты возвращались домой разочарованными. Фергюсон начал выступать с секстетом, пока наконец официально не распустить свой биг-бэнд в 1966 году. После окончания контракта с звукозаписывающей компанией, Фергюсон перевез свою семью в поместье Хичкока в Millbrook, Нью-Йорк в ноябре 1963 года, чтобы жить с Тимоти Лири, Рам Дасс, и их сообществом Гарвардского университета. Он и его жена Фло использовали ЛСД, псилоцибин и другие психоделики для «духовного пробуждения». Они жили в Millbrook около трех лет, Мейнард играл в клубах и записал несколько альбомов. В 1967 году, закончив эксперименты в Милсбруке, Фергюсон вместе с семьей переехал в Индию, и преподавал основы Кришнамурти в школе Долины Риши недалеко от Мадраса. Он был связан с духовым оркестром института Шри Сатья Саи, который он основал и помогал обучать в течение нескольких лет. Во время пребывания в Индии Фергюсон находился под влиянием Сатья Саи Баба, которого он считал своим духовным гуру. В 1969 году Мейнард Фергюсон переехал в Англию в очень маленькое местечко Окли Грин в непосредственной близости от Виндзора (около 20 миль от Лондона). У него было два дома в Великобритании, один из которых - 3-этажный дом в нижнем течении Темзы. В том же году Фергюсон подписал контракт с CBS Records в Англии и создал биг-бэнд с британскими музыкантами, которые исполнли новый популярный джаз / рок фьюжн. В репертуар группы включены оригинальные композиции, а также поп-и рок-песни в аранжировке. Эта британская группа представлена четырьмя альбомами "MF Horn", которые включали аранжировки поп-песен "MacArthur Park" и "Hey Jude". К 1971 году Фергюсон стало именем нарицательным в Великобритании. Новая группа Фергюсона сделал свой североамериканский дебют в 1971 году. Для возобновления карьеры Фергюсон переехал в Нью-Йорк в 1973 году и постепенно заменил своих sidemen американскими исполнителями, уменьшив размер группы до двенадцати музыкантов: четыре трубы, два тромбона, три саксофона, ритм-секция из трех человке, плюс Мейнард. Квинтэссенцией записей этого периода является альбом MF Horn 4 & 5: Live at Jimmy's, записанный в 1973 году в Нью-Йорке. Фергюсон присоединился к растущему движению джазового образования, привлекая талантливых музыкантов из колледжей с джазовыми программами (в частности, музыкального колледжа Беркли, Северного Техасского государственного университета и Университета Майами) и проводя ориентированные на молодых зрителей спектакли и мастер-классы в средних школах и колледжах. Это практический и стратегический шаг помог ему развить сильных последователей, которые будут поддерживать его до конца карьеры. В 1976 году Фергюсон сыграл соло на трубе в рамках церемонии закрытия летних Олимпийских играх в Монреале, символически "выдувая огонь". Записанный в 1975 альбом был заброшен и в следующем году Фергюсон начал работать с продюсером Бобом Джеймсом над рядом коммерчески успешных альбомов. Это были сложные студийные записи с участием больших групп сессионных музыкантов, включая струнные, вокалистов и приглашённых солистов. Первым из этих альбомов был Primal Scream, с участием Чик Кориа, Марка Колби, Steve Gadd и Бобби Милителло. Во-вторых, Conquistador в 1977 году, вошедший в топ-30 (№ 22) с поп-синглом "Gonna Fly Now" (из фильма Рокки), редкое достижение для джазового музыканта в 1970-е годы. Фергюсон имел напряженный график гастролей в этот период. Коммерческий успех позволил ему добавить гитариста и ударника к составу группы. Мейнард Фергюсон продолжал эту музыкальную модель до конца 1970-х годов, получив значительное признание зрителей, но зато имел часто прохладный приём некоторых джазовых пуристан, которые осудили его за коммерциализацию и сомневались в его вкусе. Фергюсон также начал испытывать большие разочарования в студии Columbia Records более будучи не в состоянии использовать свою рабочую группу по регистрации проектов и испытывая трудности в выпуске даже одного сингла на несколько джазовых альбомов. Контракт Фергюсона с Columbia Records истек в 1982-м после выпуска альбома Hollywood, спродюссированного джазовым басистом Стэнли Кларком. Фергюсон записал три больших альбомов группой меньшего состава в середине 80-х годов до формирования более экономичного электроннно-фьюжн септета High Voltage в 1986 году. Этот ансамбль, в котором в том числе участвовали музыкант на тростниковых Денис ДиБласио и тромбонист Стив Вест, записал два альбома и получил смешанные отзывы. Чтобы отметить свое 60-летие в 1988 году, Фергюсон вернулся к формату большой группы и джазовому мэйнстриму. Это привело к образованию Big Bop Nouveau, группы из 9 музыкантов с двумя трубами, одним тромбоном, тремя тростниковыми и ритм-секции из 3 человек, который стал его стандартной группой на гастролях до конца карьеры. Позже, в связи с усилением трубачей, позиция баритон-саксофона была заменена третьей трубой. В репертуар группы были включены оригинальные джазовые композиции и современные аранжировки джазовых стандартов, с редкими отрывками записей 70-х и даже аранжировки времён Birdland Dream Band. Этот формат оказался весьма успешным и тепло принят зрителями и критиками. Группа много записывалась, в том числе альбомы с бэк-вокалистами Дайаной Шур и Михаилом Файнштейном. Хотя в последние годы Фергюсон потерял часть диапазона и феноменальную точность своей юности, он всегда оставался захватывающим исполнителем, гастролируя в среднем по девять месяцев в году с Big Bop Nouveau до конца своей жизни. В 1992 году Мейнард Фергюсон был введен в Зал славы джаза Down Beat. В середине 1970-х годов Ferguson поселился в Ojai, Калифорния, где он жил до конца своей жизни. Брак Мейнарда на Фло Фергюсон (1955 г.) продолжался до самой её смерти 27 февраля 2005 года. У Фергюсона было три дочери: Корби, Лиза и Уайлдером, и приёмная дочь Ким, от первого брака Фло. Maynard Ferguson умер 23 августа 2006 в результате почечной и печеночной недостаточности вызванной брюшной инфекцией. Состав: Maynard Ferguson - Leader, trumpet, flugelhorn, valve trombone Trumpets - John Donnelly, Martin Drover, Alan Downey, Mike Bailey, Bud Parks Trombones - Billy Graham, Adrian Drover, Norman Fripp, Derek Wadsworth Saxes - Jeff Daly, Brian Smith, Bob Sydor, Bob Watson, Stan Robinson Piano, Electric Piano - Pete Jackson Bass Guitar - Dave Lynane Drums - Randy Jones Percussion - Ray Cooper, Harold Fisher